Выставочная компания «Узорочье»
Москва, Варшавское шоссе, дом 29, корп. 2
Тел./факс: (495)730-59-66

Рыбинск

Рыбинск-герб.gifГеография

Численность населения

История

Экономика

Достопримечательности

 

 

 

 

География

Ры́бинск — город в Ярославской области России, административный центр Рыбинского муниципального района, городской округ. Город расположен в 82 км к северо-западу от Ярославля в самой северной точке реки Волги. Рыбинск расположен на обоих её берегах, но основная часть находится на правом берегу. Город имеет протяжённость 27 км при ширине не более 6 км. Общая площадь - 101 кв. км.

 

Численность населения

По данным на 1 января 2010 года население Рыбинска составляет 206 746 человек.

 

История

В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна. В 1504 году в духовной грамоте Ивана III упоминается уже как Рыбная слобода. В это время и позднее поселение принадлежало непосредственно московским царям и обеспечивало царский двор рыбой. Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось.

XVIII — начало XX века

В 1777 году Рыбная слобода стала центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. Выше города, в местечке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. В Рыбинске происходила перегрузка товаров, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года по железной дороге Рыбинск - Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. тонн на сумму около 75 миллионов рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и крючников, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации эта цифра доходила до 100 тыс. человек. Однако массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

В городе развивается и промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип. Во время Первой Мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» - судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей. При небольшой численности населения и уездном статусе Рыбинск имел многие учреждения, свойственные большим городам. В городе были построены гимназии, училища, библиотеки (1864 год — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных в Рыбинске были старообрядческие храмы, костёл, лютеранская церковь, синагога). В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне. С 1864 года в городе выпускается газета. В 1876 году по проекту архитектора А. Шретера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 году). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 году, была третьей биржей в России; в 1912 году было построено новое здание. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц.

XX век

В 1921—1923 город был центром Рыбинской губернии, а в 1929 — 1930 — Рыбинского округа. С 1936 года Рыбинск входит в состав Ярославской области.

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создается крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 году в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.

В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства.

Вокруг заводов вырастают рабочие поселки, давшие названия городским микрорайонам: Восточный, Северный и Западный вокруг моторостроительного завода, Старый и Новый — возле судостроительного катерозавода, Волжский — рядом с Механическим заводом. В 1930-е годы территория города приобретает современные очертания, многие населенные пункты входят в состав Рыбинска: поселки Переборы, Копаево, Волжский, поселок гидроэлектростанции ГЭС-14, а также Заволжье.

В 1936 году в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением большого числа заключенных «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище.

Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. Недостроенная ГЭС все-таки давала ток во время войны: 18 ноября 1941 года был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 года — второй; в 1942 году после строительства линии электропередач рыбинский ток пришел в Москву.

В 1946 году город был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), в 1957 году было возвращено историческое название Рыбинск, а в 1984 году вновь переименован — в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова), в 1989 году название Рыбинск было возвращено.

После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский приборостроительный завод), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, завод «Магма»), крупный оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились завод гидромеханизации и станкостроительный, а на базе механических мастерских Волгостроя в поселке Волжском возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении. В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся): его практически не посещали туристы (особенно иностранные). Город активно развивался: строились новые жилые микрорайоны (Веретье-1,2,3, Скоморохова гора, новый Центр) , расширялась транспортная сеть. В 1960-е годы в центре города через Волгу построен автомобильный мост, который соединил с городом микрорайоны Заволжье-1 и Слип (Заволжье-2), в котором расположен один из судостроительных заводов города.

В 1986 году город Рыбинск получил статус исторического. По итогам голосования 4 сентября 2005 года город с 2006 года наделён статусом городского округа.

Экономические реформы 1990-х годов, уменьшение финансирования оборонной промышленности негативно отразились на социально-экономическом развитии Рыбинска: многие предприятия претерпели сокращения, некоторые обанкротились, было заморожено строительство многих жилых домов и социальных объектов.

 

Экономика

На конец 2008 года в городе было зарегистрировано 4672 организаций.

В городе широко представлены энергетика и электротехническая промышленность (Рыбинская ГЭС, Рыбинсккабель, Рыбинскэлектрокабель), машиностроение (НПО «Сатурн», ОАО «Сатурн — Газовые турбины», ОАО «Русская механика», завод дорожных машин ОАО «Раскат», ОАО «Завод гидромеханизации», завод полиграфических машин ООО «Литэкс»), деревообрабатывающая (мебельная фабрика «Свобода»), лёгкая, пищевая промышленность, судостроение (судостроительный завод «Вымпел», «Верфь братьев Нобель», «Рыбинская верфь»), приборостроение (Рыбинский завод приборостроения). Наиболее крупным предприятием города является НПО «Сатурн».

Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах 2009 года составил 21,37 млрд руб. Удельный вес Рыбинска в Ярославской области в 2008 году, %: численность населения (на 1 января 2009) — 15,9; среднегодовая численность работников организаций — 16,1; наличие основных фондов организаций (на конец года) — 10,3; объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: обрабатывающие производства — 18,2, производство и распределение электроэнергии газа и воды — 14,6; строительство — 8,1; ввод в действие общей площади жилых домов — 68,7; оборот розничной торговли — 60,2; инвестиции в основной капитал — 65,6.

Туризм

Город Рыбинск имеет потенциал в сфере туризма. Интересными событиями города являются: Этап кубка мира по лыжным гонкам в Дёмино, День купца, Фестиваль поэзии и песни памяти Льва Ошанина. Город активно принимает автобусные группы, по Рыбинску проводятся пешеходные обзорные экскурсии.

Транспорт

Железнодорожная станция Рыбинск Северной железной дороги лежит не на самых оживлённых железнодорожных путях. Пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю (в летний период — раз в сутки; также в некоторые предпраздничные дни пускают дополнительные поезда) через малонаселённые районы Ярославской и Тверской областей через станции Сонково и Савёлово. По пути к нему прицепляют вагоны из некоторых малых городов (Углича, Калязина). Кроме этого, через Рыбинск следуют пассажирские поезда из Самары, Иванова на Санкт-Петербург. Железнодорожным сообщением и автомобильными дорогами Рыбинск связан с Ярославлем.

Автомобильные дороги связывают город с Ярославлем через Тутаев (Р151), Мышкиным, Угличем, Пошехоньем и через него с Череповцом в Вологодской области (Р104). Отсутствие автомобильного моста через Волгу в западном направлении делает чрезвычайно неудобным автомобильное сообщение из города с территориально близкими северо-западными районами Ярославской области: Брейтовским и Некоузским, а также с городами Тверской и Вологодской областей: Бежецком, Весьегонском, Устюжной. Автомобильный маршрут из Рыбинска в Москву, минуя Ярославль, проходит через Углич, Калязин и Сергиев Посад. Путь из Рыбинска в Санкт-Петербург через Пошехонье, Череповец и далее по трассе Вологда — Санкт-Петербург. Путь в области Среднего Поволжья лежит через Ярославль.

Переправа в городе через Волгу идёт через Рыбинский автомобильный мост и дамбу Рыбинской ГЭС.

Водный транспорт, чрезвычайно популярный в годы Советской власти, сейчас используется мало. Однако работают основные пригородные и междугородные маршруты. Вниз по Волге — города Тутаев и Ярославль. Вверх через Рыбинское водохранилище есть несколько маршрутов: основной путь вверх по Волге ведёт к городу Мышкину и далее к Угличу, Калязину, Дубне и каналу Москва — Волга. Два других маршрута проходят по водохранилищу: один к Пошехонью и Череповцу, другой — к Брейтово и Весьегонску.

Под Рыбинском расположен аэропорт «Староселье» (не работает).

В Рыбинске функционируют троллейбусная и автобусная сети.

 

Достопримечательности

В городе сохранились памятники архитектуры конца XVIII — начала XX века. Исторический центр города застроен в основном в XIX — начале XX века, но многие здания перестроены. Украшением города служат два здания хлебной биржи, построенные на крутом волжском берегу. Старая биржа выстроена в строгом классическом стиле, новая построена в 1912 году по проекту А. В. Иванова в псевдорусском стиле, покрыта снаружи изразцовой плиткой, стоит она на монументальном каменном цоколе во всю высоту волжского берега. В настоящее время в ней находится историко-архитектурный музей-заповедник с богатой коллекцией картин. Здание биржи вместе с собором, выстроенным в традициях русского классицизма, и мостом, перекинутым через Волгу, составляют единый ансамбль, являющийся «визитной карточкой города».

В Рыбинском музее хранится блестящее собрание экспонатов из коллекций рода графов Мусиных-Пушкиных. Точнее, из двух усадеб Мусиных-Пушкиных — «Иловна» и «Борисоглеб». Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, открывший миру «Слово о Полку Игореве», собирал также редкие и древние рукописи и книги. Большая часть собрания погибла в пожарах, однако некоторые манускрипты из коллекции графа Мусина-Пушкина «Собрание российских древностей» можно найти и сегодня в библиотеках Ярославской области. К сожалению, огромная часть древних и ценных вещей семьи Мусиных-Пушкиных была утеряна во время революции.

На левом берегу Волги, напротив исторического центра города расположено бывшее имение Петровское, которое до революции было вотчиной Михалковых. Яркими представителями фамилии являются детский поэт и автор гимна СССР Сергей Михалков и режиссёр Никита Михалков.

На Красной площади в 1914 году был установлен памятник Александру II (последняя монументальная работа А. М. Опекушина). Величественный монумент был построен на пожертвования горожан и жителей Рыбинского уезда, в ознаменование 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. Скульптура была уничтожена в 1918 г. На ее месте установлен памятник В. И. Ленину, имеющий ряд особенностей, благодаря которым является уникальным. Вождь пролетариата изображен в зимней одежде и в шапке-ушанке. Правая рука изображена заложенной под ворот пальто.

Rambler's Top100
Создание сайта - MySites.su
Таймер: 0.0232 сек.