Пост-релиз о форуме «Встреча с личностью»

19 ноября 2023

Пост-релиз о форуме «Встреча с личностью»

16-17 ноября 2023

В ноябрьские дни город Рыбинск встречал гостей и ярких персон современной России на форуме «Встреча с личностью».

Форум открыли 16 ноября в Рыбинской епархии приветственными речами епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, заместитель главы города Рыбинска Сорокина Лариса Юрьевна, начальник управления образования Рыбинского муниципального округа Бахтина Ольга Николаевна, генеральный директор выставочной компании «Узорочье» Буланова Дарья Сергеевна. Среди почетных гостей форума – директор департамента образования Брядовая Римма Александровна и заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Губернатора «За заслуги в области образования» Шувалова Светлана Олеговна.

Форум сопровождали экспозиции, посвященные новомученикам и исповедникам

  • Русская Голгофа. Выставка Калужской епархии.
  • 101 километр. Подвижники Малоярославца.

О выставке «101 километр. Подвижники Малоярославца» рассказала Дарья Сергеевна Буланова, среди исповедников веры был и ее прадед Михаил Шик.

В форуме приняли участие делегации гостей из следующих епархий: Тверской, Подольской, Архангельской, Костромской, Ярославской, Московской, Казанской, Переславской, Тольяттинской, Рыбинской, а также учителя Рыбинского и Тутаевского района.  Состав участников – учителя и директора православных гимназий, средних образовательных школ, священники из епархиальных отделов образования, общественные деятели. Всего форум посетило 110 специалистов из области образования, которые слушали доклады об истории образования в России, об исповедниках и новомучениках, которые были учителями и для детей и для взрослых, о сегодняшних проблемах в образовании и путях их решения.

Тема дня: «История русской школы от императорской эпохи до нашего времени». 

Для встречи были приглашены такие эксперты как Любжин Алексей Игоревич, российский филолог-классик, переводчик, доктор филологических наук. Он специализируется на истории образования в России, выступает критиком советской системы образования: считает, что она была основана не на учёте особенностей каждой из категорий учеников, как это было в Российской империи, а ориентирована на среднего человека, что в итоге служило причиной её неэффективности. Алексей Игоревич рассказал о всех формах обучения в царской России.

   В конференции принял участие Савватеев Алексей Владимирович, российский математик и матэкономист, ректор Университета Дмитрия Пожарского, популяризатор математики среди детей и взрослых.

Докладчики говорили о преемственности поколений: новомучеников и исповедников ХХ века и современных педагогов, о современных формах и методах преподавания православного компонента в школах, делились опытом воспитания детей.

Сессию № 1 возглавил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.

 В первом докладе секции иерей Иннокентий Кулаков отметил:

«Среди пострадавших в годы репрессий можно выделить не только святителей, священников и церковнослужителей разных рангов. У многих из них есть еще одна характерная черта жизни — они были народными учителями.

Например, среди новомучеников Ярославских длительное время были преподавателями семинарий, гимназий и школ: священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, священномученики Петр Попов, Петр Богородский, Сергий Смирнов и многие другие. Дневники учительницы народной школы, охватывающие период 1919-1925 гг., оставила исповедница Ираида Тихова. В них она живо описала борьбу новых властей с православным духом и традициями в сельской школе».

Филолог Алексей Игоревич Любжин рассказал о различных формах образовательной системы в царской России.

Балашова Елена Григорьевна сообщила о том, что по поручению Совета в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации несколько лет назад были разработаны Методические материалы для проведения занятий, посвященных освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской (авторы Шестакова С.М. и Балашова Е.Г.). С 2016 года материалы размещены на сайте Отдела и находятся в открытом досутпе.

Юдин Владимир Владимирович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского сообщил о новых педагогических разработках духовного воспитания в школе. Он рассказал, что: «Педагогика делает ставку не на повторение «правильного» мнения, а на свой голос человека, исходя из того, что доброе заложено в него свыше». Есть уже положительный опыт организации такого образования. Средняя школа №7 им. Ф.Ф. Ушакова г. Тутаева уже в этом учебном году подтвердила статус опорной площадки духовно-нравственного воспитания. Об этом опыте рассказали  Сапегин Кирилл Владимирович, тьютор школы имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Тутаев) и директор школы Сапегина Елена Анатольевна.

О стратегической программе развития Ивановской школы рассказалиерейВладимирМартышин, клирик храма Ильи Пророка в с. Ивановское, первый заместитель Ивановской на Лехте школы. Сельская школа обрела столь высокий престиж, где дети получают качественное образование и воспитание, что в село Иваново на Лехте переезжают родители с детьми из городов России.

Резанова Наталья Сергеевна, директор МБОУ «Пежемская СШ №14» Вельского района Архангельской области и Федурина Светлана Алексеевна, учитель ОДНКНР МБОУ «Пежемская СШ №14» Вельского района Архангельской области рассказали об опыте духовного воспитания на основе краеведческого компонента.

Курнышова Ольга Серафимовна,заместитель Руководителя Отдела по увековечиванию памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской Переславской епархии, историк-краевед (г. Углич) рассказала о малоизвестном факте жизни и подвига Ивана Дмитриевича Седнева, мученика-лакея Великих княжён.

 

Сессию № 2 возглавили модератор, заслуженный учитель РФ Светлана Олеговна Шувалова и руководитель отдела образования Рыбинской епархии диакон Илья Ерохин.

Секцию открыло выступление иерея Виталия Симоры (Тверская епархия). В своём докладе батюшка отметил: «Сегодня многие в недоумении, зачем столько внимания уделяется преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур в школе». Ответить на этот вопрос можно словами Ф.М. Достоевского, вложенными в уста одного из своих героев: «Если Бога нет, то все дозволено». Именно религиозная система координат дает абсолютное представление о неизменяемых нравственных ценностях. Мы не призываем преподавать религию в школе, однако преподавание ОРКиСЭ и ОДНКНР может способствовать развитию у школьников морального сознания, умению отличать добро от зла, это крайне актуально для современного общества, когда на наших детей обрушиваются потоки информации, распространяются различные культурные нормативы и образ поведения, основанные на вседозволенности, культе потребления и насилии».

Математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев поднял острый вопрос – о месте и статусе учителя в современной России. Докладчик с тревогой сообщил, что: «Главное, чего мы лишились за последние 30-40 лет – это того, что во главе угла стоит учитель и урок, который он ведет. Именно это и есть реальная школа. И на самом деле, все, что сейчас нужно школе сделать – это найти прекрасного учителя и не мешать ему работать».

Василенко Светлана Андреевна, кандидат исторических наук, управляющий директор гимназии ЧОУ «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни» рассказала о многолетних наработках обучения и воспитания в школе.

Афанасьев Андрей Анатольевич, координатор комитета информационной безопасности семьи Союза «Родительская палата»; член экспертного Совета Государственной Думы по вопросам семьи поднял проблему об информационной безопасности – вопрос, который по-настоящему еще не оценен ни обществом, ни государством. Он поделился своими знаниями – как гаджеты и социальные сети влияют на развитие детей и какие меры необходимо принимать, чтобы уберечь детей от формирования зависимости.

Евдокимов Евгений Олегович, директор ЧОУ «Православная классическая гимназия имени преподобного Серафима Саровского» (г. Подольск) рассказал о том, как гимназия вовлекает детей в работу над медиа-проектами.

Симора Марина Валерьевна, главный специалист Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии (г. Тверь) рассказала о проекте для тверских семей «Экология речи». Программа «Экология речи» предполагает привлечение внимания детей и их родителей к проблеме языковой культуры, знакомство с речевым этикетом, повторение и закрепление изученного на уроках русского языка в школе, общение друг с другом и с книгой.

Все участники однозначно выразили свое согласие с тем, что в школе необходимо не только образование, но и духовное воспитание детей. Школа, где ребенок проводит большую часть своего времени, это не учреждение образовательных услуг, а кузница будущих сознательных граждан России.  Пока же дети воспитываются кинематографом, музыкой, субкультурами зарубежных стран. Докладчики делились опытом духовного воспитания на примере жизни новомучеников и исповедников, которые были и остаются народными учителями.

По окончании первого дня форума для гостей прошла экскурсия по великолепному Спасо-Преображенскому собору с посещением колокольни собора, откуда открылись удивительные виды на старинный купеческий город и Волгу. На следующий день все желающие участники форума прогулялись по заснеженному Рыбинску и посетили музей старинных вывесок под открытым небом, которым по праву с недавних пор гордятся рыбинцы. Организаторы форума отметили для себя, что с каждым годом Рыбинск становится все красивее и интереснее – появляются новые музеи, хорошеют улочки, а сами рыбинские жители радуют теплым приемом, сюда хочется возвращаться.

Все доклады будут размещены в видео-роликах на странице Смыслового клуба Выставочной компании «Узорочье».